Главная > Баптисты Мира > Демография Баптизма

Шмуэль
 

Мир Вам.

У кого-нибуть есть данные о демографии баптизма в мире и отдельных странах?

Ирина
 

В принципе для баптистов это неважно. Можно в обряде использовать и квасной хлеб, можно и пресный. Чаще используют квасной, потому что такой хлеб технически выпекать проще. Пять лет назад один пожилой верующий в нашей общине настаивал на том, чтобы мы использовали в обряде пресный хлеб. Был спор. Решили так: если брат будет сам выпекать пресный хлеб, то остальные не возражают перейти с квасного хлеба на пресный. Однако он не стал выпекать пресный хлеб. И мы до сих пор причащаемся квасным хлебом.”

(Лист 2)

Баптизм это первая христианская конфессия, которая установила обязательную норму совершения обряда хлебопреломления. Каждый верующий обязан участвовать в совершении обряда13 раз в году: каждое первое воскресение месяца и в четверг перед пасхой.

Ирина
 

В новом, третьем ответе, который дали баптисты, провозглашаетсяидея воспоминания(вспоминания). Слова Христа означают, говорят баптистские богословы, что во время обряда, вкушая хлеб, верующие обязаны вспомнить о Теле Христовом, которое пострадало за людей, а вкушая вино, они должны вспомнить о Крови Христовой, которую он пролил за людей. Как православные и лютеране, баптисты проводят вкушение хлеба и винапод двумя видами для всех членов общины. В обряде могут и должны принимать участиевсе, совершившие обряд крещения (т. е. не ранее, чем с 16 лет). На вопрос, какой хлеб использовать в обряде - квасной или пресный,- баптисты отвечают по-новому: годитсялюбой хлеб(как решит община).

Ирина
 

Но как понимать слова Христа, что хлеб - это Его Тело, а вино - это Его Кровь? На этот вопрос было дано три разных ответа. О двух мы уже говорили, третий ответ дали баптисты. Но вспомним сначала первые два ответа. В ответе православных и католиков провозглашается идея превращения. Слова Христа означают, говорят православные и католические богословы, что во время обряда хлеб превращается в Тело Христово, а вино в Кровь Христову. В ответе лютеран провозглашается идея присутствия. Слова Христа означают, говорят лютеранские богословы, что во время обряда в хлебе присутствует Тело Христово, а в вине присутствует Кровь Христова.

Ирина
 

В 26-й главе Евангелия от Матфея рассказывается о прощальном ужине Иисуса Христа с апостолами (самыми близкими ему учениками). В главе есть эпизод, который по-разному толкуется христианами разных конфессий.“И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.” (Матфей, 26:26-27.)В Евангелии от Луки есть важное добавление к словам Иисуса Христа. Подав чашу с вином (в этом Евангелии сначала говорится о чаше), а затем хлеб, Он сказал:“Сие творите в Моё воспоминание”. (Лука, 22:19).Все христиане восприняли слова из Евангелия от Луки, как повеление совершать обряд вкушения хлеба и вина.

Ирина
 

“В Боге нет ничего материального, ничего телесного; он является исключительно духовным существом. Как дух, Бог невидим для человеческих глаз, неслышим для человеческих ушей и неосязаем для человеческих рук. Как дух Бог вездесущ; он не связан никаким местом, никаким пространством и никаким временем. Бог - везде!.” (С.26.)

Специфический слой. Учение о хлебопреломлении.Обряд вкушения хлеба и вина в баптистской литературе называется и хлебопреломлением, и Вечерей Господней, и евхаристией (с греческого: “благодарение”), и причастием. Заметим, что в недавнем прошлом баптисты нашей страны слово “причастие” для названия обряда вкушения хлеба и вина не употребляли.

Ирина
 

Третье обязательное условие на языке баптистов называется “рождением свыше”. Под “рождением свыше” понимается наличие веры в Бога. Крещение не означает превращения верующего в неверующего. Для того, чтобы креститься, надо уже быть верующим. Крещение означает принятие верующего в религиозную организацию. Само крещение может происходить или в естественном водоёме, или в специальном бассейне для крещения (баптистерии). Больных разрешается крестить в ванной. Способом крещения является полное погружение крещаемого в воду.

Ирина
 

Представители новой конфессии нередко делали обряд крещения одновременно и своеобразным агитационно-пропагандистским мероприятием. Народ, глядя на них, стал говорить: “Вот крестители! Вот крестители!”. “Крестители” по-гречески звучит как “баптисты”. В частности Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа, в Евангелиях в оригинале (а он написан на греческом языке) называется Иоанном Баптистом. Греческое слово с тем же звучанием перешло в английский язык. Слово понравилось, и представители новой конфессии с середины XVII века стали называть себя баптистами

Второе обязательное условие:крестить можно только тех, кто дал добровольное согласие на крещение.Это условие баптисты называют ещё “сознательным выбором веры”.

Ирина
 

От первого условия произошло название конфессии. В начале они называли себя просто христианами. Но, переехав в Англию, в годы относительной религиозной свободы христиане с новыми религиозными взглядами стали публично крестить взрослых людей, ибо прежнее их крещение, когда они были ещё детьми, считалось в новой конфессии недействительным.

Ирина
 

Сколько всего баптистов в России? По подсчетам известного исследователя баптизма Л.Н.Митрохина, всего в России примерно 2 тысячи баптистских общин с 250 тысячами членов1. Если же подсчитывать число последователей этой конфессии вместе с детьми, то баптистов в России более 600 тысяч человек. Эти цифры говорят о том, что баптизм является самой крупной протестантской конфессией в России.

Ирина
 

Несмотря на то, что догматические разногласия между баптистами и евангельскими христианами были преодолены, несколько общин евангельских христиан в 1992 году вышли из Союза ЕХБ. 26 из них организовали Союз церквей евангельских христиан России. Другие же порвавшие с Союзом ЕХБ общины пожелали остаться в организационном плане независимыми. На начало 1993 года в России была зарегистрирована 31 община евангельских христиан, а в январе 1996 года - уже 219 общин.Какая-то часть баптистских общин сегодня существует автономно.

Ирина
 

Объединение нонконформистских общин долгое время существовало нелегально. Около тысячи его членов в 60-80-годы подверглись репрессиям со стороны государства за отказ от официальной регистрации общин, за бесцензурное издание религиозной литературы, за нелегальное обучение детей в воскресных школах, за миссионерскую деятельность, а также за отказ мужчин служить в армии. С началом “перестройки” (т.е. с 1986 года) репрессии в отношении членов Совета Церквей прекратились, и в 1988 году его деятельность была легализирована. Органы власти сегодня не настаивают на регистрации религиозных общин. Однако подобная процедура даёт общине статус юридического лица. Поэтому одни общины из Совета Церквей регистрируются, другие отказываются от регистрации. На начало 1996 года Совет Церквей ЕХБ имел 25 зарегистрированных общин. По данным руководства Совета Церквей, в 1996 году всего их поддерживало около 1500 общин, насчитывающих более 59 тысяч верующих.

Ирина
 

В современной России основной баптистской организацией является Союз евангельских христиан-баптистов России (Союз ЕХБ России). На начало 1998 года Союз ЕХБ России насчитывал 1250 общин и 85000 верующих1. Другим объединением баптистов России является Совет Церквей евангельских христиан-баптистов. Эта организация возникла в результате раскола, который произошел в Союзе ЕХБ СССР в 1961 году. Руководство этого Союза выступало за строгое соблюдение всех советских законов. Однако часть баптистских общин отказывалась соблюдать те законы, которые она считала несправедливыми. Эти общины отказали в поддержке Союзу и вышли из его состава.

Ирина
 

В нашей стране основной организационной структурой в конфессии баптистов до ноября 1992 года был Союз евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ), объединявший единоверцев всех пятнадцати республик Советского Союза. В каждой республике был свой Союз ЕХБ (как часть общего Союза). Однако политические перемены начала 90-х годов повлияли на судьбу этой организации. В 1990 году Эстония, Латвия и Литва провозгласили независимость своих государств. Вскоре после этого события баптистские объединения этих стран вышли из состава Союза ЕХБ. В связи с распадом СССР Союз ЕХБ прекратил свое существование. В ноябре года на его основе была создана Евро-Азиатская Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов. К началу 1996 года в нее входили 10 автономных Союзов: России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Средней Азии.

Ирина
 

Около восьмидесяти процентов всех баптистов находятся в Соединённых Штатах Америки. Большинство национальных баптистских церквей объединены во Всемирный союз баптистов, центр которого - Всемирный совет - находится в Вашингтоне. Международная организация баптистов, как и международная организация лютеран, имеет “мягкую” структуру, т.е. решения и Всемирного совета и международных конгрессов баптистов (а они проводятся раз в 5 лет) носят рекомендательный характер. Организационно все национальные баптистские религиозные организации являются полностью самостоятельными.

Ирина
 

Следовательно, по этому источнику на 1993 год в мире было 95 млн. баптистов. Но по данным энциклопедии “Народы и религии мира (М., 1998, с.688) в 1996 году в мире было всего, вместе с детьми, 75 млн. баптистов. Если оба источника сообщают цифры, соответствующие действительности, то получается, что за 3 года количество баптистов уменьшилось аж на 20 миллионов. Это маловероятно. Нам представляется, что ближе к истине первый источник. И, если это так, то баптисты - самая крупная протестантская конфессия в мире.

Ирина
 

Организация.Сведения о количеств баптистов в мире в источниках противоречивы.По данным международного справочника “Религии мира” (Оксфорд, 1994, с.364) в мире в 1993 году было 38 млн. баптистов. Но это подсчитаны только взрослые, без детей. А для того, чтобы сравнивать баптизм с другими конфессиями, где крестят и включают в число верующих также и детей, надо принять во внимание и детей в семьях баптистов. Социологи считают, что для такого подсчёта надо число взрослых умножить на два с половиной.

Ирина
 

Частные баптисты объединились в Союз русских баптистов (1884 г.), общие баптисты - в Союз евангельских христиан (1909 г.). В октябре 1944 года баптисты и евангельские христиане СССР объединились в Союз евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ). На первых порах между баптистами и евангельскими христианами сохранялось различие в понимании сущности искупления. Но в дальнейшем все общины, входившие в Союз ЕХБ, пришли к единому мнению, что Иисус Христос совершил общее искупление. На 43-м съезде евангельских христиан-баптистов СССР (1985 г.) был принят документ под названием “Вероучение евангельских христиан-баптистов”. В нём было записано, что “Бог от вечности предопределил Своего Сына Иисуса Христа как жертву умилостивления для искупления и спасения рода человеческого”.

Ирина
 

В 60-е гг. XIX века общины частного баптизма появились в Закавказье, на Северном Кавказе, на Украине. В конце 70-гг. XIX века в Петербурге была основана первая община общих баптистов. Идеи, которые разделяли члены этой общины по существу были баптистскими, но сами верующие называли себя не баптистами, а евангельскими христианами.

Ирина
 

В баптизме были и остались два течения: течение общих баптистов и течение частных баптистов. Их разделяет понимание характера искупления. Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, т.е. искупил грехи всех людей без исключения. Частные баптисты утверждают, что Христос совершил частное искупление, т.е. искупил грехи только избранной части человечества. Община Джона Смита (основателя баптизма) была общиной общих баптистов. Первая община частных баптистов возникла в 1638 г. в английском городе Сосворке1. Первая баптистская община в России возникла в Тифлисе (сейчас Тбилиси) в 1863 году. Это были частные баптисты. Все члены этой общины были приезжими немцами. “Днём рождения” российского баптизма сами баптисты называют 20 августа (по старому стилю) 1867 года, когда пресвитер немецкой баптистской общины Мартин Кальвейт ночью в водах реки Куры крестил 27-летнего купца-молоканина Никиту Исаевича Воронина.

1 2

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Защитный код  342+4593-112=?

Отправить